По всем вопросам можно обратиться по телефону +7 (473) 202-18-39
Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, часто сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи.
Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.
С учетом этих требований каждая лекция в Институте:
– должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
– твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
– законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
– быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
– проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
– обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;
– находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
– отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
– быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
– излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
– быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.
Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, обосновать, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.
Изложение содержания – основная часть лекции, в которой реализуются научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.
Количество вопросов в лекции, как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно малое деление на части нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе.
Цель практических занятий – углубление, расширение, детализация полученных на лекциях знаний, выработка профессионально значимых умений и навыков.
На практических занятиях обучающиеся приобретают:
– навыки применения правовых норм к конкретным ситуациям;
– навыки толкования нормативных документов;
– умение находить нужные нормы среди многочисленных правовых актов;
– возможность проявить собственную индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать свою позицию.
Требования к планированию практических занятий:
1) как правило, они проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают учебную работу, начатую на лекции;
2) планы практических занятий должны соответствовать направленности лекционного курса и быть соотнесены с ним в последовательности изучаемых тем;
3) лектору рекомендуется посещать практические занятия для координации работы лекторов и преподавателей, ведущих практические занятия;
4) между лекциями и практическими занятиями планируется самостоятельная работа обучающихся по изучению специальной литературы, нормативных документов, конспектов лекций.
Этапы подготовки преподавателя к проведению практического занятия:
1) проработка темы занятия с привлечением новейших материалов, специальной литературы;
2) решение всех заданных задач, чтобы избежать неожиданностей и быть готовым ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой задачи;
3) составление плана проведения практического занятия: определение времени, которое потребуется на каждый этап занятия (вступление, обсуждение теоретических вопросов, решение задач, подведение итогов);
4) определение студентов, которых нужно опросить по данной теме, чтобы обеспечить равномерное участие всех студентов в учебной деятельности и проверку их знаний, умений, навыков;
5) обдумывание и определение задания для самостоятельной работы студентов на следующее занятие.
Структура практических занятий:
1) организационный момент: преподаватель приветствует студентов, делает отметки в журнале об отсутствующих, выясняет, все ли студенты подготовились к занятию, объявляет его тему и план;
2) ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
3) основная часть: обсуждение теоретических вопросов (15-20 минут) и решение задач (50-60 минут);
4) подведение итогов: преподаватель оценивает работу всей группы, объявляет и комментирует оценки, отмечает успехи и недостатки в работе конкретных студентов, дает задание на следующее занятие.
Преподавателю в отношении к выступающему на практическом занятии студенту не допускается:
1) перебивать выступающего;
2) давать обидные характеристики его выступления и тем более его личности.
Преподавателю в отношении к выступающему на практическом занятии студенту рекомендуется:
1) спокойно и терпеливо выслушать студента;
2) краткое замечание по ходу выступления можно сделать лишь в исключительных случаях (студент отклонился от сути задачи, сделал ошибку, влияющую на все выступление);
3) после выступления проводить доброжелательное обсуждение с подведением итогов дискуссии преподавателем и его объективной оценкой предложенных студентом решений;
4) тактично исправлять языковые ошибки студентов, добиваясь грамотного произношения.
Семинар представляет групповое обсуждение темы учебной программы под руководством преподавателя и является одной из основных форм учебного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам.
Семинар – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студентами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем с последующим оформлением в виде докладов и их совместного обсуждения.
Семинар в отличие от практических занятий имеет более теоретический характер и предназначен для углубленного изучения определенной дисциплины или ее раздела, овладения методологией научного познания.
Цель семинара–обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Основные задачи семинарских занятий:
— развитие творческого профессионального мышления студентов;
— овладение профессиональным языком изложения материала, навыками оперирования категориально-понятийным аппаратом;
— овладение умениями и навыками постановки и решения профессиональных проблем;
— формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;
— углубление, систематизация, закрепление и контроль знаний, превращение их в убеждения.
Требования к организации семинара:
1) семинарские занятия тесно связаны с лекциями, однако учебный материал семинаров не дублирует лекционный материал, хотя и сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями;
2) руководящая роль преподавателя проявляется в планировании учебной работы, выделении существенных вопросов для обсуждения, подборе литературы для самостоятельного изучения, управлении процессом обсуждения;
3) как правило, на семинарские занятия выносится не более 4-5 основополагающих вопросов темы.
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик и проводится по каждой дисциплине (модулю), практике, входящей в образовательную программу.
Контрольные мероприятия организуются и проводятся в часы, отведённые на контактную работу обучающихся с педагогическими работниками (далее – контактная работа), или в форме самостоятельной работы обучающихся.
Ответственность за систематичность и периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся несут заведующие кафедрами и педагогические работники Института.
Каждое контрольное мероприятие подлежит оценке. Объём и уровень освоения обучающимися учебного материала оценивается в соответствии с критериями оценивания, установленными рабочими программами дисциплин (модулей), программами практик.
Педагогический работник, осуществляющий по дисциплине (модулю), практике текущий контроль и (или) внутрисеместровую аттестацию, обязан на первом учебном занятии (в первый день практики) довести до сведения обучающихся критерии оценивания и аттестации в соответствии с оценочными материалами дисциплины (модуля), практики.
Внутрисеместровая аттестация проводится по всем дисциплинам (модулям) в течение двух недель один раз в семестр (ноябрь, апрель) на основании распоряжения проректора по учебно-методической работе.
Внутрисеместровую аттестацию по дисциплине (модулю) проводит педагогический работник, ведущий занятия семинарского типа по данной учебной дисциплине (модулю).
При проведении внутрисеместровой аттестации по дисциплине (модулю) учитываются:
Система оценки знаний в период внутрисеместровой аттестации – пятибалльная: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлет-ворительно», «аттестован», «не аттестован».
Итоги текущего контроля успеваемости фиксируются в Журнале контроля текущей успеваемости.
Результаты внутрисеместровой аттестации подлежат анализу на заседаниях кафедры и Совета факультета (филиала).
Основными формами промежуточной аттестации (контрольными мероприятиями) являются:
Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения дисциплин (модулей), разделов дисциплин (модулей), практик в сроки, предусмотренные календарным учебным графиком и расписанием экзаменационных сессий.
Для обучающихся очной формы обучения зачеты и зачеты с оценкой по дисциплинам (модулям) проводятся до начала экзаменационной сессии без выделения специального бюджета времени. Зачеты проводятся в день последнего в данном семестре занятия по соответствующей дисциплине (модуле) в соответствии с рабочей программой.
Экзамены сдаются в период экзаменационной сессии в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием экзаменов;
Защита курсового (проекта) работы проводится до начала экзаменационной сессии.
Обучающиеся заочной формы обучения все формы промежуточной аттестации проходят в период экзаменационной сессии. Защита курсового проекта (работы) проводится до экзамена (зачета, зачета с оценкой) по соответствующей дисциплине (модулю).
Педагогический работник доводит до сведения обучающихся на первом учебном занятии (в первый день практики) перечень вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию, и критерии оценивания знаний, умений и навыков согласно оценочным материалам.
Зачеты принимаются педагогическими работниками в соответствии с закрепленной учебной нагрузкой на учебный год.
Результаты зачета заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость. Если обучающийся не явился на зачет, в ведомости напротив фамилии обучающегося делается запись «не явился». Неявка на зачет без уважительной причины приравнивается к оценке «не зачтено».
В зачетную книжку выставляется соответствующая оценка, полученная обучающимся. Заполнение зачетной книжки до внесения соответствующей оценки в ведомость не разрешается. Оценка «не зачтено» в зачетную книжку не ставится.
Экзамены принимаются педагогическим работником, ведущим занятия лекционного типа по дисциплине (модулю).
Результаты экзамена заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку обучающегося. Если обучающийся не явился на экзамен, в ведомости напротив фамилии обучающегося преподавателем делается запись «не явился»;
Неявка на экзамен без уважительной причины приравнивается к оценке «неудовлетворительно»;
Заполнение зачетной книжки до внесения соответствующей оценки в зачетно-экзаменационную ведомость не разрешается. Оценка «неудовлетворительно» в зачетную книжку не выставляется;
Заполненная зачетно-экзаменационная ведомость подписывается педагогическим работником и сдается в деканат (заместителю директора филиала по УМР) в день проведения зачета (экзамена). Педагогические работники филиалов заполняют ведомости в двух экземплярах, один из которых хранится в филиале, второй передается в деканат Института в день проведения зачета (экзамена), электронная копия предоставляется через подсистему электронного документооборота;
По итогам промежуточной аттестации педагогический работник предоставляет отчёт (анализ) по дисциплинам (модулям), практикам заведующему кафедрой (директору филиала).
Приложение: зачетно-экзаменационная ведомость.