При этом через местные Советы и предприятия проходят незначительные расходы, связанные с подготовкой допризывников и организацией самого призыва (содержание призывных пунктов, медкомиссий, транспортные расходы по перевозке до сборных пунктов и некоторые другие), статистической отчетности о которых в настоящее время нет.
Что касается платы за землю, на которой дислоцируются воинские части и объекты, то на данном этапе считаем нецелесообразным ее вводить, т. к. это не только привело бы к усложнению взаиморасчетов между центральным правительством и республиками, которые будут делегировать вопросы обороны союзным органам, но и не позволило бы сопоставлять расходы на оборону страны с аналогичными расходами подавляющего числа стран, где такая плата не взимается.
Требует глубокой научной проработки предложение о введении платы местным Советам за «людские ресурсы», используемые при формировании Вооруженных Сил, для социального развития тех регионов, из которых призваны военнообязанные. В соответствии с Конституцией СССР граждане имеют право на свободу передвижения по территории страны, выбор места учебы (независимо от профиля учебного заведения) и места жительства и т. д. В связи с этим введение такой платы приведет к затруднениям в реализации этих прав.
Следует также иметь в виду, что распределение по регионам страны затрат государства на развитие социальной инфраструктуры осуществляется и с учетом необходимости обеспечения жильем военнослужащих, закончивших срок службы. При этом многие из них, а офицеры в своем большинстве, не возвращаются на постоянное жительство в места призыва.
Правомерен поставленный Вами вопрос о повышении денежного содержания военнослужащих срочной службы. В настоящее время Правительством разрабатывается Целевая программа социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, где этот вопрос находит свое отражение.
По вопросам сокращения военных расходов следует сказать, что эта программа в первую очередь формируется на основе сокращения физических единиц (численности личного состава, танков, шлюхи Москвы ракет, самолетов и т. д.) и соответствующих расходов на их содержание и закупку. При этом Вы совершенно правильно отметили, что на абсолютную сумму расходов будут оказывать влияние инфляционные процессы в экономике, переход ее на рыночные отношения, мероприятия по повышению жизненного уровня военнослужащих и т. д. Все это будет вносить определенные коррективы в размеры и динамику сокращения военного бюджета.
Учитывая, что вопросы формирования и динамики военного бюджета многогранны и охватывают значительный круг проблем, Минфин СССР готов принять участие в их обсуждении в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам обороны и госбезопасности.